Маркировка — это уникальный код, который наносится на товар производителями. Она позволяет отследить движение конкретного товара от самого производителя к потребителю. С помощью кода маркировки можно проверить легальность товара. Это помогает бороться с подделками.
С 1 июля 2020 года обязательная маркировка уже вводится на обувь, табак и лекарства, а затем она появится и на других группах товаров: фототоварах с 1.10.2020, духах и туалетной воде с 1.10.2020, шинах и покрышках с 1.11.2020, товарах легкой промышленности с 1.01.2021.
Еще в экспериментальную группу включены: молочная продукция, минеральная и питьевая вода, альтернативная табачная продукция (вейпы, электронные сигареты), велосипеды и рамы, кресла-коляски. Для них маркировка пока тестируется.
На каждом товаре, который попадает под закон маркировки, размещен код Data Matrix. Data Matrix — это двумерный штрих-код в виде прямоугольника или квадрата, образованного четным количеством рядов и столбцов, состоящих из белых или черных квадратов с различной степенью яркости.
Код маркировки имеет вид 01XXXXXXXXXXXXXX21XXXXXXXXXXXXX240XXXX. Он зашифрован в коде Data Matrix, а также в идентификационном коде. Код маркировки состоит из:
Нарушение правил маркировки влечет за собой штрафы и конфискацию товара у продавца. Хранение и перевозка товаров без маркировки — тоже нарушение.
Штрафы такие: продажа, перевозка, производство немаркированного товара — до 10 тысяч рублей (для ИП) Cт. 15.12 КоАП. Для юридического лица сумма будет минимум в 5 раз выше: от 50 до 300 тысяч рублей. Если стоимость немаркированного товара превысит 1,5 млн рублей, административная ответственность перерастает в уголовную со сроком лишения свободы до 3 лет и штрафом в 80 тысяч рублей.